Динамическая гимнастика (ДГ) предоставляет родителям эффективное средство для решения широкого круга задач, связанных с физическим развитием ребенка. Она является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.
Вообще ДГ в то или иной степени применима практически везде, где практикуют различные виды массажа, и во многих случаях нисколько не уступает им в эффективности. В то же время она рассчитана не на специалистов, а на родителей, достаточно легко осваивается и, став элементом образа жизни, позволяет постоянно и полно работать с малышом.
В плане физического развития ребенка ДГ весьма универсальна. С ее помощью достигается не только эффективная тренировка скелетно-мышечного аппарата, но и оказывается благотворное воздействие на все системы организма. Высокие энергозатраты ребенка при выполнении упражнений активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов. Занятия ДГ развивают координацию движений и вестибулярный аппарат, что способствует психическому развитию. Важна также роль ДГ в профилактике детского травматизма, так как она значительно укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации.
ДГ прекрасно совмещается с закаливающими процедурами. Во время занятий ребенок обычно обнажен, а если упражнения делаются на улице, то попутно может получать и солнечные лучи. При выполнении упражнений на холодном воздухе холодовая экспозиция может быть значительно больше обычной, что способствует выработке более мощной термоадаптационной реакции.
Во время занятий ДГ ребенок испытывает массу разнообразнейших ощущений, его нервная система загружена потоком сигналов, необходимых для координации работы всех систем организма в условиях высоких и быстро меняющихся нагрузок. Постоянно стимулируются его двигательные рефлексы, закрепляются и тренируются реакции на различные внешние воздействия. Такая сенсорная загрузка прекрасно укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы.
Проведение упражнений возможно таким образом, что они будут успокаивающе действовать на нервную систему малыша, способствовать быстрой и глубокой релаксации. Или, наоборот, можно возбудить, активизировать чересчур вялого, "заторможенного" ребенка.
Обладая большими возможностями в отношении ребенка, ДГ не является замкнутой, самодостаточной системой. Она прекрасно сочетается с другими оздоровительными и развивающими занятиями - акватренингом, закаливанием, массажем, практически с любым видом активной работы с малышом. В зависимости от личных склонностей родителей и особенностей ребенка акцент всегда оказывается смещен в ту или иную сторону.
Результаты от занятий ДГ в конечном итоге зависят от степени достигнутого взаимопонимания между родителями и ребенком. Освоение ДГ и начинается именно с установления этого взаимопонимания, происходящего на уровне ощущений. Только тогда, когда родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, желание заниматься, те проблемы, которые в данный момент наиболее актуальны, можно рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а также добиться понимания ребенком происходящего с ним.
Именно исходя из знаний об общем развитии и состоянии ребенка, о наиболее актуальных проблемах, требующих внимания, родители определяют ход занятия, его цели, расставляют нужные акценты, внимательно следя за реакциями ребенка, изменениями в его состоянии и, естественно, адекватно изменяя ход своей работы. Родители также должны помнить, что все нюансы их состояния будут чутко уловлены малышом и безусловно повлияют на его реакции и ход занятия.
Прежде всего, необходимо убедить малыша в том, что все действия, производимые с ним, полностью безопасны. Нужно устранить ту настороженность по отношению к ДГ, которая является выражением его инстинкта самосохранения, "раскрыть" ребенка к занятиям. Страх, недоверие к действиям родителей - вот первое препятствие к установлению контакта. Из-за этого полностью пропадает элемент диалога, гимнастика сводится только к физической тренировке, легко нарушается адекватность выполняемых упражнений развитию и состоянию малыша.
Далее, нужно пробудить у ребенка интерес к занятиям, восприятие ДГ как игры, веселой, увлекательной, разнообразной, играть в которую, возможно, иногда трудновато, но всегда здорово. Причем все трудности в этой игре временны, если что-то не удалось сейчас - получится в дальнейшем.
Ребенок должен ощущать состояние диалога с родителем, быть именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Плохо, когда ребенок воспринимает занятия как неизбежную процедуру, а родителей - как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Это приводит к потере контакта ребенка и родителя, сводит занятия к тренировке, которую ребенок лишь стоически переносит, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. При этом отсутствие отрицательных реакций малыша не является критерием правильности действий родителей - усвоенный опыт подсказывает ему, что все это можно пережить, что все это скоро кончится. В то же время ребенок усваивает стереотип неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Такое отношение к ДГ вводит ребенка в заторможенное, индифферентное состояние, ведет к подавленности и пассивности. При этом возможны случаи, когда ребенок будет терпеливо переносить даже те действия родителей, которые превышают его возможности.
Малыш должен получить уверенность в том, что все его реакции, выражающие отношение к занятию, вызванные испытываемыми им ощущениями и переживаниями, чутко улавливаются родителями и принимаются во внимание, то есть, другими словами, ситуация им в какой-то степени управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятия при малейшем неудовольствии со стороны ребенка. Такое неудовольствие иногда неизбежно, особенно на начальных этапах. Но важно "отозваться" на реакцию каким-либо способом - сменить упражнение, перейти на массаж, просто прижать малыша к себе и успокоить и т.д. С опытом родители вырабатывают варианты таких откликов, позволяющих в конце концов преодолеть возникающие трудности.
Решить все вышеперечисленные задачи, приобрести необходимые навыки, ввести ребенка с первых дней в мир разнообразных движений, ощущений и переживаний, не подвергая его опасности и не доставляя ему неприятностей, связанных с недостаточным умением родителей, неполнотой их ощущений и знаний о ребенке, позволяет построение ДГ как эволюционной системы. Выражается это в том, что любое упражнение, любое конкретное движение является продолжением и развитием движения более простого, менее интенсивного и более приемлемого для родителей и ребенка. Начиная освоение ДГ с совершенно нейтральных воздействий на ребенка, мы, по мере наработки практических навыков, роста уверенности, по мере привыкания и развития ребенка, можем плавно, без скачков, перейти к любым сколь угодно сложным движениям.
В процессе развития и усложнения движений целесообразно руководствоваться следующими общими соображениями:
- Никогда не делать того, в чем не уверены сами, что еще не до конца понятно, не освоено практически, в чем ощущается хотя бы малейшая опасность;
- Не пересиливать активного протеста, сопротивления ребенка наращиванию нагрузок и усложнению движений. При таком сопротивлении целесообразно задержаться на достигнутом, а иногда даже временно спуститься на более низкую ступень. Постоянно должно быть ощущение обыкновенности, "нормальности" занятия.
- При соблюдении всех этих ограничений всегда стараться выходить на верхний уровень ваших и ребенка возможностей, делать работу максимально разнообразной, сложной, вводить как можно больше вариаций, развивать их.
Освоение ДГ начинается с прикосновения к ребенку, то есть с предложения ему общения на наиболее понятном ему языке. Вскоре после кормления, когда малыш бодрствует, спокоен, когда он расположен к контакту, нужно раскрыть его, положить на спину и накрыть своими ладонями. Поскольку в первые дни многие дети пугаются движений собственных рук и ног, то целесообразно ручки и ножки младенца привести к телу, придав его позе подобие внутриутробной. Нужно добиться того, чтобы руки, накрывающие малыша, были расслаблены, теплы, прикосновение должно быть уверенно, твердо, но нежно. Малыш должен воспринимать это прикосновение не как внешний раздражитель, источник беспокойства, а как проявление любви, заботы о нем, защиты, тепла и спокойствия. Руки хорошо перед этим потереть одна о другую до ощущения тепла, что сделает их прикосновение для ребенка более приятным, а также повысит их чувствительность.
Представьте, что ваши руки сливаются с телом малыша, вы становитесь единым целым, между вами нет преград и препятствий во взаимопонимании. Делайте это каждый раз перед началом упражнений и очень скоро вы ощутите это взаимопроникновение реально. Именно с этого момента можно говорить о ДГ как о средстве целенаправленного общения, как о диалоге родителя и ребенка.
Если ощущения контакта нет, если прикосновение раздражает ребенка, беспокоит его, если он начинает плакать, напрягается, дергает ручками, толкает ножками - конечно, попытку войти в контакт успешной назвать нельзя. Нужно подумать, что мешает вашему контакту. Возможно, само состояние ребенка неблагоприятно для каких-либо внешних воздействий, может быть для него в настоящий момент актуально что-либо другое (голод, утомление, наполненный кишечник, и т.п.). Однако чаще причиной неудачи является состояние или характер действий взрослого. Это может быть страх, неуверенность в себе, боязнь причинить вред ребенку, скованность, готовность в любой момент отдернуть руки, не поняв ответной реакции.
Возможна и другая ситуация: родитель "слишком хорошо" знает, что делает, сразу предлагая малышу некоторую программу, в целесообразности которой он глубоко убежден и рассчитывает, что ребенок должен - именно должен - эту программу принять и оценить по достоинству. Вводная часть при этом рассматривается как несущественная формальность, которую можно и опустить. Помыслы родителя в этом случае сосредоточены не на ребенке, а на процессах развития, на стремлении получить максимальные результаты в кратчайшие сроки. Соответственно и действия приобретают характер навязчивый, напористый и даже грубоватый, вызывая у малыша протест.
Поняв причины неудачи, попытайтесь их устранить. При этом не должно оставаться ощущения неудачи, поскольку эти трудности вполне естественны и преодолимы.
Итак, начальный контакт с малышом в прикосновении достигнут. Касание постепенно переходит в поглаживание во всех направлениях, от общих на отдельные части тела. Затем вместе с поглаживанием пробуем двигать его ручками, ножками, ощущая степень их подвижности, тонус, силу. Учимся расслаблять, гармонизировать собственные движения с движениями ребенка. Сначала мы следуем за его движениями, затем пробуем ими управлять. Управление, предложение каких-то своих движений носит не жесткий, механический характер, а согласовывается с собственными движениями малыша: те из них, которые соответствуют нашим желаниям, мы просто поддерживаем, а другие плавно переводим в новое русло, но так, чтобы малыш не ощущал сопротивления своим движениям. Так постепенно внимание ребенка переключается на те действия, которые ему предлагают.
Движения эти могут быть самыми разнообразными. Для ручек это может быть скрещивание на груди или разведение в стороны (в дальнейшем - растягивания), круговые движения прямыми руками, сгибание в локтях, вытягивание рук вверх над головой и т.п. Аналогично для ножек. Взяв в одну руку кисти ребенка, в другую - его стопы, мы получим возможность работать одновременно с руками и ногами. Нежно поглаживая головку ребенка, мы можем ввести свою ладонь ему под затылок. Продолжая поглаживать его другой рукой, можно начать двигать головку в разных направлениях, давая нагрузку на шею. Наращивание амплитуды движения идет постепенно и плавно.
На этом этапе нет оснований отдавать предпочтение одним движениям перед другими, поскольку главная задача - установить контакт. Но все же наиболее перспективны те движения, развитие которых позволит вывести малыша в положение висев. Это потягивания на себя за ручки и за ножки, приподнимание головки за затылок. Однако не следует сосредотачиваться именно на этих движениях.
"Обезьянка".Покачайте ребенка вперед - назад в захвате за руки, постепенно увеличивая амплитуду. Слегка повращайте ребенка вокруг вертикальной оси.
"Маятник". В захвате за руки перенесите вес тела малыша на одну руку, затем на другую. Пораскачивайте ребенка из стороны в сторону.
Как правило упражнения на ручках и на ножках малыша осваиваются одновременно, чтобы обеспечить гармоничное физическое развитие. Есть дети, которым сразу нравится висеть вверх ногами, подготовительные упражнения им практически не нужны. Есть дети, вестибулярный аппарат которых развит еще не достаточно, они будут зажиматься и протестовать против переворота вниз головой. Для второй категории детей рекомендуется предварительно проводить упражнения на мяче. Когда вестибулярный аппарат малыша будет более развит, Вы сможете переходить к упражнениям динамической гимнастики, которые выполняются в висе за ноги.
Когда ребенок лежит на спине, обхватите его ножки, легонько потяните их на себя, слегка покачивая или потряхивая. Продолжайте так до тех пор, пока ребенок не повиснет на ножках. Если ноги ребенка сильно напряжены, постарайтесь расслабить их покачиваниями, потряхиваниями. В положении за ноги Вы можете выполнять те же упражнения, что и в положении за руки.
"Обезьянка". Покачайте ребенка за ноги вперед-назад, постепенно увеличивая амплитуду.
"Маятник". Перенесите вес тела ребенка с одной ноги на другую. Покачайте ребенка из стороны в сторону.
"Крестик". Нерезко разводите ножки малыша в стороны, за счет этого немного поднимая его вверх. Это очень полезное упражнение для развития мышц преса, ягодиц, бедер и спины.
"Вращение вокруг вертикальной оси". Вращение вокруг вертикальной оси можно выполнять, держа ребенка за обе руки или за одну руку, а также за обе ноги или за одну ногу. Для выполнения этого упражнения обхватите руку или ногу ребенка так, чтобы он повис, удерживаемый за одну конечность. Задайте небольшое вращательное движение, постепенно увеличивая амплитуду. Так же выполняется вращение за две ручки или ножки. При вращении за ноги, удобно пользоваться таким захватом: указательный палец пропустите между щиколоток ребенка, остальными пальцами обхватите их. Эти упражнения улучшают работу внутренних органов и укрепляют мышцы тела.
Все Ваши захваты должны быть уверенными, но в то же время мягкими. Для нормального кровообращения ребенка во время гимнастики нужно чередовать различные упражнения, использовать захваты разных частей тела.
"Раскачивания обезьянки". Это упражнения можно выполнять, держа ребенка одной рукой за руку, а другой за одноименную ног или разноименную. Раскачивать нужно в одном, а затем в симметричном положении. Вообще, все упражнения желательно делать симметрично для одновременного развития ребенка, исключения могут быть в отдельных случаях, если инструктор обратил Ваше внимание на неодинаковую подвижность одной конечности и рекомендовал опредеделенный режим занятия. Это же упражнение можно выполнять, держа ребенка каждой рукой за две конечности. Обхватите ножки ребенка и также обхватите ручки. Пораскачивайте ребенка из стороны в сторону. Такое же упражнение можно выполнять, держа ребенка за одноименные ручку и ножку. Эти упражнения нравятся детям и тренируют вестибулярный аппарат.
"Стойка на голове". Обхватите ребенка за ножки правой рукой, а левую подставьте как опорную под голову малыша.
"Стойка на ногах". Подставьте правую руку под ступни ребенка, в ответ на это он попытается встать на ноги. Левой рукой страхуйте тело, чтобы ребенок не упал. Без страховки это упражнение можно выполнять в бассейне с ребенком, который уже хорошо научился нырять.
"Вис за голову". Возьмите ребенка одной рукой под затылок, а другой под подбородок, не прижимая шею. Приподнимите малаша и слегка повращайте тело относительно головки. Это упражнение можно делать в ванне, тогда нагрузка будет меньшей. Это упражнение полезно для позвоночника, оно поправляет микросмещения шейного отдела, которые произошли в родах.
"Прес". Поместите ребенка спиной к вашему животу. Одной рукой придерживайте распрямленные колени ребенка, а другой подддерживайте грудь, медленно наклоняя и поднимая малыша. Вы должны старатся поддерживать ребенка так, чтобы ему приходилось тоже прикладывать определенные усилия и удеживаться в вертикальном положении. Ваш ассистент может разговаривать с ребенком или показывать игрушки, на таком уоровне, чтобы ребенку приходилось подольше удерживаться вертикально. Со временем ребенок научиться удерживаться сам.
"Вращение вокруг горизонтальной оси". Обхватите ребенка под мышки и слегка повращайте на себя и от себя. Со временем можно увеличивать амплитуду движения вплоть до полного перекрута.
"Вращение в воздухе". Ребенок находится на Ваших руках. Вы слегка подбрасываете ребенка вверх, задавая его телу вращение. Чем старше ребенок, тем больше ему нравится это упражнение. Вращение тоже удобно проводить в бассейне над водой.
"Солнышко". Возьмите ребенка за ноги, раскачайте из стороны в сторону, а затем качните в одну сторону до полного оборота. Когда ребенок будет совершать движение по кругу, Вам нужно скрестить руки. Это же упражнение можно выполнять и в захвате за руки. Можно выполнять и полный оборот вокруг тела родителя.
"Боковой заброс". При захвате ребенка за руки спиной к Вам, раскачайте его и "забросьте" животом на одну руку, затем на другую.
"Вертикальный заброс". Из положения в захвате за икры ног, лицом к вам, забросьте" ребенка вверх, таким образом, чтобы он присел. Переведите ребенка в исходное положение и повторите "заброс" снова.
Динамическую гимнастику Вы можете делать с ребенком несколько раз в день по 10 - 15 минут. Постарайтесь найти время, когда ребенок выспавшийся и не голодный, чтобы доставить ему удовольствие. Если ребенку нравится гимнастика, он будет выполнять ее со временем все охотнее, весело смеяться во время упражнений. Гимнастика будет способствовать гармоничному развитию и здоровью Вашего ребенка.
Подробнее о динамической гимнастике, о здоровье и развитии младенцев в книге:
Экология младенчества. Первый год. Трунов М., Китаев Л. -М.:
Центр ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ, 1993 – 208 c.
СКАЧАТЬ